НАМ НУЖЕН БОГ И БЛИЖНИЙ, ЧТОБЫ БЫТЬ СОБОЙ
Да, верно. Нам нужно, чтобы Бог был самими собой и понимал себя как существ в мире. Без Бога, в основе нашего мышления, мы являемся неопределенным существом. Мы не знаем своего происхождения и судьбы, которая ждет нас после смерти. Сама смерть является для нас тайной. Почему мы рождены, чтобы умереть? В чем смысл жизни? В чем смысл существования? Что такое человек? Это правда, что люди, погруженные в суету жизни, не задумываются об этих вещах. Но в моменты саморефлексии они думают. Ученые также думают, размышляют и исследуют эти вопросы.
Выдающийся христианский математик, философ и теолог Блез Паскаль был одним из тех ученых, которые сосредоточились на этой теме. В своем труде “Мысли” он писал: “Когда я думаю о короткой продолжительности моей жизни, поглощенной предшествующей и последующей вечностью, и о том маленьком пространстве, которое я занимаю, погруженном в необъятность пространств, которые я игнорирую и которые игнорируют меня, я удивляюсь и изумляюсь... Кто меня сюда поместил? По чьему заказу и труду мне было предназначено это место и этот момент?... Вечная тишина этих бесконечных пространств ужасает меня” [1].
Эти слова этого французского мыслителя очень хорошо показывают, что человек является тайной для самого себя. Но Священное Писание открывает, что человек изначально был создан Богом, совершенным. Вначале, до грехопадения, он был праведным, святым и наделенным знанием о себе, мире и Боге. После первородного греха он потерял все это. Человек больше не является справедливым, то есть он больше не живет по воле своего Творца. Он больше не свят, то есть он больше не отделен от других живых существ для жизни с Богом. Поскольку он уже не был справедливым, он потерял свою святость и погрузился в разврат и варварство.
Ещё до первого грехопадения человек был наделён вечной жизнью и свободой. Эти аспекты человеческого бытия можно увидеть в божественной заповеди: “а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь” (Бытие 2:17). Обратите внимание, что он умер бы только в том случае, если бы вкусил от дерева, следовательно, он был наделён вечной жизнью. Поскольку он съел запретный плод, хотя Бог и советовал ему этого не делать, следует, что он был свободен принимать решения.
Эти аспекты бытия оригинального человека являются объектом искупительной работы Христа, цель которой - восстановить грешного человека в его первоначальное состояние. По этой причине апостол Павел, обращаясь к христианам в Эфесе, рекомендует им облечься в нового человека, созданного по образу Бога в праведности и святости, происходящих из истины (Ефесянам 4:24). Также этот же апостол, обращаясь к Колоссянам, рекомендует им оставить 'ветхого человека' и облечься в нового, который обновляется в знании, по образу своего Творца (Колоссянам 3:10).
Человек, таким образом, до первородного греха был праведным, святым, обладающим знанием, вечным и свободным. Но он потерял это состояние совершенства, ослушавшись своего Творца, и стал тем существом, которым является сегодня. Апостол Павел сказал, что люди «...познав Бога, не прославили Его как Бога... наполнились всякого рода несправедливостью, злостью, жадностью и развратом. Они полны зависти, убийств и распрей, обмана и злонамеренности. Они слухачи, клеветники, враги Бога... (Римлянам 1:30).
Человек, таким образом, до оригинального греха был праведным, святым, обладавшим знанием, вечным и свободным. Но он потерял это состояние совершенства, ослушавшись своего Создателя, и стал тем существом, каким является сегодня. Апостол Павел сказал, что люди стали ...исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы (Romanos 1.29-31).
Ясно, что человек потерял себя, удалившись от Бога. Важный богослов, африканец и епископ Гиппонский, Августин (334 - 430 гг. н.э.), в своем произведении «Исповеди» написал: «поэтому для меня хорошо прилипать к Богу, потому что, если я не буду оставаться в Нём, я также не смогу оставаться в себе» [2]. Эти слова этого богослова и христианского философа показывают, что он понимает: мы являемся самими собой только тогда, когда связаны с Богом. И это причина служения Иисуса на кресте: восстановить связь человека с Богом. Поэтому Он сказал: «вам необходимо родиться свыше» (Иоанн 3:7), то есть родиться для Бога, родиться для духовных вещей.
Но, помимо Бога, нам нужен наш ближний, чтобы быть самими собой. Да, человек не определяется в одиночестве. Он был создан для жизни в общении с Богом и с другими. Представьте себе человека, который вдруг осознает, что он один на планете Земля. Он смотрит по сторонам и не видит никого. Он проходит всю свою жизнь, блуждая по планете и не встречая ни одного существа, которое ему соответствует. Then he looks at himself and does not understand the reason for his existence. В жизни нет смысла без Бога и без ближнего, потому что человек определяется только в отношениях с Богом и с другим.
По этой причине человеку нужен другой, чтобы быть самим собой и понимать себя как сущность в мире. Врач понимает себя как доктора в пациенте. Учитель воспринимает себя как мастера в ученике. Мать чувствует себя матерью в сыне. Мы были созданы, загадочно, связаны друг с другом. Если люди умирают, в катастрофе на другом конце света, мы испытываем скорбь. Так или иначе, мы связаны с ними. Это правда, что из-за греха люди отдалены друг от друга, но в особые моменты эта безразличие исчезает, и да, мы заботимся о других.
Однажды Иисусу задали вопрос, какой заповедь самая великая. Он ответил: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем своим, всей душой своей и всем разумением твоим. Это первая и величайшая заповедь. Вторая же подобна ей: Люби ближнего своего как самого себя. От этих двух заповедей зависят весь Закон и Пророки» (Матфей 22:36-40). На самом деле, анализ «Десяти Заповедей» (Исход 20) показывает, что они касаются только Бога и людей.
Эти слова Иисуса являются синтезом «Десяти заповедей», которые показывают, что человек был создан для жизни в любви к Богу и ближнему. Однако, согласно апостолу Павлу, люди «помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» (Ефесянам 4:18). Но те, кто обращается к Богу и принимает Его, внутренне, через веру в Сына, Иисуса Христа, Он дает им «право стать» Его детьми (Иоанн 1:12). Эти люди начинают наслаждаться благодатью общения с другими и с Творцом, снимая вуаль тайны о себе.
Antônio Maia - Ph.B., M. Div.
Авторские права защищены
[1] PASCAL, Blaise. Pensamentos. São Paulo-SP. Ed Abba Press, 2022, p.67
[2] AGOSTINHO, Aurélio. Confissões. Petrópolis-RJ. Ed. Vozes, 2011, p.154



Комментарии
Отправить комментарий