ПОЧЕМУ СУЩЕСТВУЕТ ЗЛО?
Наблюдая
за сценарием мира, можно заметить человечество, погруженное в процесс
непрерывных страданий. В различных регионах планеты царят голод и войны,
поражающие массы населения. Время от времени природные катаклизмы уносят жизни
тысяч людей. Человек сам причиняет страдания своим ближним в межличностных
отношениях. Тогда к нам приходит вопрос: “Если Бог благ и сотворил все добрые
дела, то откуда взялось зло?”.
Этот
вопрос был поднят христианским мыслителем Августином в его труде «Исповедь» в
контексте анализа проблемы зла в человеческом роде. Она является одной из самых
сложных для богословия. В своих анализах и размышлениях Августином писал: «Я
искал, что такое нечестие, и не находил сущности, а скорее извращение воли,
отклоняющейся от высшей сущности — от Тебя, о Боже, — и стремящейся к
низким...» [1].
Великий
христианский мыслитель говорил о том, что Бог не сотворил зло, но оно возникло
из-за неправильного использования человеческой воли. Согласно повествованию
Бытия, человек был создан по образу и подобию Божьему. И одна из сторон подобия
человека Творцу – это свобода в принятии решений. Неправильное его
использование принесло человечеству всевозможное зло и страдания.
Злоупотребление человеком свободой породило зло.
Библия
говорит, что первоначально человек жил в растительной среде и мог питаться от
любого дерева, кроме «дерева познания добра и зла». Бог сказал Адаму, что в тот
день, когда он вкусит от этого дерева, он умрет (Бытие 2:16-17). Но Искуситель
в образе змеи уговорил женщину поесть. Он сказал: "но знает Бог, что в
день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги,
знающие добро и зло" (Бытие 3:4,5).
Невнимательное
прочтение этого отрывка может привести к выводу, что было бы преувеличением
считать, что все это состояние страдания и боли, в которое погружено
человечество, является следствием простого непослушания первой пары. Однако за
этим деянием Адама и Евы стояло стремление к самостоятельной жизни, независимой
от Творца.
Дело
было не только в том, есть или не есть запретный плод. Первый человек хотел
быть «подобным Богу», и в этот момент мы видим, что в момент, когда он решал,
есть этот плод или нет, он любил себя больше Бога. Созданный для жизни в
общении со своим Создателем, этот акт бунта изменил его изначальную природу, и
таким образом он отделил себя от Бога, источника, который питал его жизнь. С
разрывом общения человек погружался в новое существование, которое из-за
отсутствия Бога было отмечено болью, страданиями и злом [2].
По
мнению Августина, именно по этой причине человечество погружено в тоску и
страдания. Тогда возникает вопрос: почему Бог не положит конец злу и не изменит
эту ситуацию? Это Он уже сделал, когда пришел в мир в лице Сына, открыв, через
Свою смерть и воскресение, путь, который может привести человека к его
изначальному состоянию. Для Бога все уже решено, потому что Он не связан
временем, как люди.
Однако
человек должен следовать курсу библейского пророчества, которое происходит с
течением времени. В этот период он может вернуться к общению с Творцом, встав
на путь, открытый Сыном через его смерть и воскресение. Вот почему в мире все
еще есть зло. Все библейские пророчества должны исполниться.
Но
заключение библейского повествования заканчивается словами Бога: "cе, творю все новое", то есть новый мировой порядок, где нет боли,
скорби, страданий и смерти. Где нет зла (Откровение 21:5). Апостол Иоанн в
своем Апокалипсисе сказал: "И увидел я новое небо и новую землю, ибо
прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет" (Откровение 21:1).
Antônio Maia – Ph.B., M.Div.
Авторские права
защищены
Комментарии
Отправить комментарий