ПОЧЕМУ СУЩЕСТВУЕТ ЗЛО?

 


Наблюдая за сценарием мира, можно заметить человечество, погруженное в процесс непрерывных страданий. В различных регионах планеты царят голод и войны, поражающие массы населения. Время от времени природные катаклизмы уносят жизни тысяч людей. Человек сам причиняет страдания своим ближним в межличностных отношениях. Тогда к нам приходит вопрос: “Если Бог благ и сотворил все добрые дела, то откуда взялось зло?”.

Этот вопрос был поднят христианским мыслителем Августином в его труде «Исповедь» в контексте анализа проблемы зла в человеческом роде. Она является одной из самых сложных для богословия. В своих анализах и размышлениях Августином писал: «Я искал, что такое нечестие, и не находил сущности, а скорее извращение воли, отклоняющейся от высшей сущности — от Тебя, о Боже, — и стремящейся к низким...» [1].

Великий христианский мыслитель говорил о том, что Бог не сотворил зло, но оно возникло из-за неправильного использования человеческой воли. Согласно повествованию Бытия, человек был создан по образу и подобию Божьему. И одна из сторон подобия человека Творцу – это свобода в принятии решений. Неправильное его использование принесло человечеству всевозможное зло и страдания. Злоупотребление человеком свободой породило зло.

Библия говорит, что первоначально человек жил в растительной среде и мог питаться от любого дерева, кроме «дерева познания добра и зла». Бог сказал Адаму, что в тот день, когда он вкусит от этого дерева, он умрет (Бытие 2:16-17). Но Искуситель в образе змеи уговорил женщину поесть. Он сказал: "но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло" (Бытие 3:4,5).

Невнимательное прочтение этого отрывка может привести к выводу, что было бы преувеличением считать, что все это состояние страдания и боли, в которое погружено человечество, является следствием простого непослушания первой пары. Однако за этим деянием Адама и Евы стояло стремление к самостоятельной жизни, независимой от Творца. 

Дело было не только в том, есть или не есть запретный плод. Первый человек хотел быть «подобным Богу», и в этот момент мы видим, что в момент, когда он решал, есть этот плод или нет, он любил себя больше Бога. Созданный для жизни в общении со своим Создателем, этот акт бунта изменил его изначальную природу, и таким образом он отделил себя от Бога, источника, который питал его жизнь. С разрывом общения человек погружался в новое существование, которое из-за отсутствия Бога было отмечено болью, страданиями и злом [2].

По мнению Августина, именно по этой причине человечество погружено в тоску и страдания. Тогда возникает вопрос: почему Бог не положит конец злу и не изменит эту ситуацию? Это Он уже сделал, когда пришел в мир в лице Сына, открыв, через Свою смерть и воскресение, путь, который может привести человека к его изначальному состоянию. Для Бога все уже решено, потому что Он не связан временем, как люди.

Однако человек должен следовать курсу библейского пророчества, которое происходит с течением времени. В этот период он может вернуться к общению с Творцом, встав на путь, открытый Сыном через его смерть и воскресение. Вот почему в мире все еще есть зло. Все библейские пророчества должны исполниться.

Но заключение библейского повествования заканчивается словами Бога: "cе, творю все новое", то есть новый мировой порядок, где нет боли, скорби, страданий и смерти. Где нет зла (Откровение 21:5). Апостол Иоанн в своем Апокалипсисе сказал: "И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет" (Откровение 21:1).

Antônio Maia – Ph.B., M.Div.

Авторские права защищены

Комментарии

Популярные сообщения