ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК?
“Когда я смотрю на ваши небеса, на дела ваших пальцев, на луну и звезды, которые вы там установили, я спрашиваю: что такое человек, что вы заботитесь о нем? И Сына Человеческого, чтобы вы беспокоились о Нем?” (Псалом 8:3,4). Эти стихи из мудрой литературы еврейского народа показывают изумление человека, когда он осознает себя перед лицом необъятности Вселенной.
Это восприятие себя во Вселенной приводит его к открытию тайны самого себя и к формулировке великого вопроса человечества: “Что такое человек?” На протяжении веков люди пытались ответить на этот вопрос, но безуспешно. Даже сегодня человек остается тайной для самого себя. Он не знает, что это такое, каково его происхождение и судьба, и в чем причина его существования.
В течение двух с половиной тысячелетий философ изучал этот вопрос, пока в середине XX века, не придя к какому-либо выводу, французский философ-экзистенциалист Жан Поль Сартр не заявил, что по отношению к человеку «существование предшествует сущности» [1]. То есть: человек – это «существо, которое существует до того, как его определяет некое понятие... Человек есть не что иное, как то, что он делает из своего бытия». Таким образом, для этого философа человек является проектом самого себя. Он не рождается с сущностью, потому что нет Бога, который мог бы ее даровать.
Сартр говорит это, потому что он гражданин свободной и демократической Европы. Однако человек, родившийся в закрытой стране, которая навязывает своему населению религию, вряд ли будет проектом самого себя или тем, кем он хотел бы быть. Многие люди также рождаются с проблемами со здоровьем или физическими дефектами, которые мешают им быть теми, кем они хотели бы быть. Падший человек без Бога не свободен. Когда он не является пленником случайностей жизни, он является пленником своих страстей. Следовательно, тайна человека остается.
Наука представляет собой еще одно средство, с помощью которого человек стремится понять свое существо и причину существования в мире. Для нее человек — не что иное, как продукт эволюции материи во времени. Но это неудовлетворительный ответ, поскольку эволюционная идея еще не вышла из статуса теории. До сих пор нет доказательств того, что жизнь возникла из косной, неживой материи или из первичной клетки, возникшей в результате спонтанных и случайных химических реакций (абиогенеза).
Абиогенез требует чуда, столь же экстраординарного, как и то, о чем говорится в библейском тексте. Важно помнить, что наука никогда не наблюдала подобного явления в природе и не была способна создать форму жизни посредством контролируемых экспериментов. Согласно этой теории, живые существа произошли от общего предка. Так думают многие, утверждая, что живые существа имеют сходство с точки зрения морфологии, биохимии и генетики.
Однако этот факт не обязательно означает, что они произошли от общего предка. Это потребует «эволюции выше уровня вида», чисто теоретического процесса, который никогда не наблюдался напрямую. Это было бы что-то вроде обезьяны, превращающейся в человека. Эта гипотеза изучается только посредством анализа окаменелостей и исследований сходств и различий в морфологии организмов, исследований, которые являются зарождающимися, хрупкими и с неточными выводами» [2].
Но, возвращаясь к библейскому тексту, когда псалмопевец задает вопрос «что есть человек?», он задает его не по незнанию. Он очень хорошо знает, что такое человек, его происхождение, его судьбу и причину его существования в мире. Он делает это как форму превознесения перед Богом, который, несмотря на то, что является Творцом всего сущего, заботится о людях. Для псалмопевца нет сомнения: человек произошел от Бога и сотворен «немногим ниже ангелов», со славой и честью и властью над всем творением (Бытие 1:26; Псалом 8:5-8).
Такое понимание человека наблюдается и в литературе Павла. Апостол Павел также понимает человека так же, как псалмопевец. Он утверждает, что Бог создал человека святым и непорочным в Его присутствии. Он создал его «в похвалу славы Своей» (Ефесянам 1:4,12,14). Человека можно объяснить только в лице Бога, потому что по священному тексту он создан «по образу Его и подобию» (Бытие 1:26).
Все эти вопросы о том, «что такое человек?», возникающие в философии и науке, существуют потому, что человек отделен от своего Творца. Он потерянное существо в мире. Однако когда он воссоединяется со своим Создателем и возрождается для Бога через веру в жертву Христа, все эти вопросы исчезают. Человек открывает тайну самого себя, когда возвращается к Богу.
Именно этот тезис защищает во всех своих текстах апостол Павел. По мнению Его и других авторов Нового Завета, Бог послал Иисуса в мир, чтобы "чтобы посредством Его примирить с Собою все, у миравив через Него и земное и небесное. И вас, бывших некогда чужеземными и врагами, по расположению к злыми делами, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, [чтобы] вас святыми и непорочными пред Собою,..." (Колоссянам 1:21,22). Августин в своем сочинении «Исповедь» говорил: «Ты создал нас для Себя, и сердце наше живет беспокойно, пока не успокоится в Тебе». Человек постигает тайну самого себя, когда он воссоединяется со своим Творцом, то есть с Богом.
Antônio Maia M. Div.
Авторские права защищены
[1] SARTRE, Jean Paul. O Existencialismo é Um Humanismo. Petrópolis-RJ: Vozes. 2012
[2] MAIA, Antônio. O Homem Em Busca de Si – Reflexões Sobre a Condição Humana na Parábola do Filho Pródigo. amazon.com.br
Комментарии
Отправить комментарий